При укрупнении бизнеса всегда возникает необходимость в налоговой оптимизации, одновременно появляются риски, связанные с возможными претензиями налоговых органов, в связи с чем необходимо правильно выстроить структуру владения компанией. Чаще всего при выстраивании структуры предприниматели используют компании – нерезиденты, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях.

При укрупнении бизнеса всегда возникает необходимость в налоговой оптимизации, одновременно появляются риски, связанные с возможными претензиями налоговых органов, в связи с чем необходимо правильно выстроить структуру владения компанией. Чаще всего при выстраивании структуры предприниматели используют компании – нерезиденты, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях.

Как правило, основной фокус налоговой оптимизации направляется на решение следующих вопросов:

  • возможность вывода дивидендов по льготной налоговой ставке от текущей деятельности;
  • возможность оптимизации налогообложения при продаже бизнеса;
  • сохранение конфиденциальности бенефициара бизнеса;
  • правильное выстраивание юридических отношений внутри компаний группы, формализация отношений с местными провайдерами услуг, «номинальными» директорами услуг и др.

С учетом последних изменений в налоговом законодательстве возникают сложности в использовании оффшоров как для целей обеспечения конфиденциальности, так и для налоговой оптимизации.

ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ

С 2015 года в России начало действовать законодательство о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК), предполагающее налогообложение в России доходов офшорных компаний, контролируемых российскими резидентами. В принципе, закон воплощает в жизнь правила, давно уже действующие в основных развитых государствах. В несколько упрощенном виде их можно сформулировать следующим образом.

Как работает КИК: Прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ, только если она превысила 10 млн. рублей (начиная с 2017 года; 2016 год – 30 млн.). Доля прибыли КИК, соответствующая доле контролирующего лица, считается доходом (прибылью) этого контролирующего лица и в соответствии с этим облагается налогом в РФ. При этом прибыль, полученная КИК в данном году, включается в налоговую базу российского резидента за следующий год. Российский резидент самостоятельно включает данную прибыль (доход) в свою декларацию. Для целей налогообложения в РФ прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов, распределенных ею в следующем году после получения данной прибыли. Сумма российского налога в отношении прибыли КИК уменьшается на суммы иностранного налога, уплаченного на ту же прибыль, а также российского налога на эту прибыль. Прибыль КИК исчисляется в соответствии с правилами страны ее местонахождения, если с ней у РФ есть налоговое соглашение, и по российским правилам в противном случае (т.е. в том числе для офшорных компаний).

В законе также содержатся положения, которые некоторые аналитики характеризуют как «налоговую амнистию». Они сводятся к следующему:

  • В отношении периодов 2015-2017 гг. штрафы за не включение прибыли КИК в декларацию резидента не взимаются.
  • Уголовная ответственность за не включение прибыли КИК в налоговую базу в 2015-2017 гг. не наступает, если ущерб бюджету РФ возмещен в полном объеме.
  • Иностранная компания не признается резидентом РФ, если в данном периоде принято решение о ее ликвидации, и она ликвидирована до 1 января 2018 года.
  • Есть возможность ликвидировать КИК с использованием налоговых льгот

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА О КИК

Российские резиденты уведомляют свой налоговый орган как о своем участии в иностранных компаниях, так и о том, что они являются контролирующими лицами КИК. Неуведомление влечет штраф: 100 тыс. для контролирующих лиц и 50 тыс. для простых участников. Неуплата налога по закону о КИК влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей.

Помимо положений о КИК, в закон внесены некоторые другие, не менее важные новшества. Прежде всего, теперь иностранные компании, управляемые из России, могут признаваться налоговыми резидентами России. Это влечет весьма обременительные для них последствия, а именно необходимость постановки на налоговый учет в РФ, уплаты налогов и подачи налоговой отчетности в соответствии с правилами, применяющимися к обычным российским организациям.

Важно: С точки зрения уголовной ответственности, рассматриваются законопроекты по введению специальных положений в УК об уклонении от налога с помощью КИК. Однако следует учитывать, что и общая статья об уклонении (ст. 199 УК РФ) вполне может быть применена в случае уклонения контролирующего лица от уплаты налога на прибыль КИК (после окончания периода «амнистии»).

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Стоит ли декларировать КИК?

Стоит ли сообщать налоговым органам о наличии банковского счета за рубежом?

Как оптимизировать структуру владения компанией для избежания КИК?

Как не платить (уменьшить) налог при явном наличии КИК?

Как быстро ликвидировать КИК?

Как получить предусмотренные законом налоговые льготы?

Что делать, если началась налоговая проверка и налоговая инспекция ссылается в акте проверки на наличие КИК?

ПЛАТФОРМА КОНСАЛТИНГ готова ответить на эти и другие вопросы. За время существования проблемы «деоффшоризации» в свете нового законодательства мы разработали несколько вариантов решения проблемы в зависимости от юридической структуры компаний клиента, данных финансовой отчетности, готовности клиента к дополнительным расходам и других важных параметров.

Мы поможем Вам найти оптимальный баланс между использованием различных законных инструментов оптимизации и сэкономить Ваши деньги.

Для получения подробной информации свяжитесь с нашим представителем по телефону или заполните форму ниже:

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Ваш телефон (необязательно)

Тема
Юридические услуги > Международное налоговое планирование

Сообщение